SMED (Single-Minute Exchange of Die) — Быстрая переналадка. В производстве это метод, позволяющий заменить оснастку станка и начать выпуск новой детали за считанные минуты.
SMED (Single-Minute Exchange of Die) — Быстрая переналадка. В производстве это метод, позволяющий заменить оснастку станка и начать выпуск новой детали за считанные минуты.
Простая аналогия для
дизайнера:
Представьте, что ваш рабочий процесс — это "станок". Каждый новый
проект или задача — это "новая деталь". Время "переналадки"
— это время, которое вы тратите на подготовку к новой задаче: найти
нужные файлы, открыть программы, найти референсы, настроить кисти, вспомнить,
что вы делали вчера, и, наконец, включиться в работу.
SMED учит сокращать это "время входа" с часов до минут.
Из чего состоит "переналадка" дизайнера:
1. Внутренние операции (которые можно делать только когда вы уже "в процессе" и сосредоточены): Непосредственно творческая работа, рисование, верстка.
2. Внешние операции (которые можно сделать заранее, "на подхвате"): Подготовка шаблонов, организация файлов, настройка рабочего пространства в программе, создание библиотек шрифтов и стилей.
Цель SMED: Превратить как можно больше внутренних операций во внешние.
Задание для студентов для самостоятельного обучения
Тема: «SMED: Как дизайнеру тратить меньше времени на "разгон" и больше на творчество».
Цель: Осознать и проанализировать собственные потери времени при переключении между задачами.
Задание (Теоретическая часть + самоанализ):
1. Изучите основы. Найдите в интернете (или в предоставленных материалах) описание метода SMED. Поймите разницу между внутренними и внешними операциями переналадки.
2. Проведите хронометраж своего рабочего дня. В течение одного дня записывайте, сколько времени у вас уходит на следующие действия:
o Поиск нужного PSD-файла или иллюстрации.
o Открытие Adobe Illustrator/Photoshop/Figmy и ожидание загрузки.
o Поиск и установка нужного шрифта для нового проекта.
o Вспоминание, в какой папке лежит логотип клиента.
o Настройка нового документа (размеры, цветовой профиль).
o Поиск референса или мудборда, который вы уже смотрели.
3. Сформулируйте вывод. Ответьте на вопрос: "Какой один самый затратный по времени элемент "переналадки" в моем текущем workflow? И какую часть из этого времени можно устранить, подготовившись заранее (сделав операцию внешней)?"
Практическое задание для студентов
Название: «Создайте свой "Набор для быстрого старта" (Starter Kit)».
Цель: Применить принципы SMED для стандартизации и ускорения начала новых проектов.
Формат: Индивидуальная или парная работа. Создание готового к использованию пакета файлов и инструкции.
Задание:
Разработайте персональный "Дизайнерский SMED-набор", который позволит вам начинать новый типовой проект за 5 минут, а не за полчаса. Набор должен включать:
1. Файловая система (Упорядочивание):
· Создайте единую структуру папок-шаблон для нового проекта.
o Пример: Проект_ИМЯ -> 01_Briefs | 02_References | 03_Workspace | 04_Exports | 05_Assets.
· Разработайте стандарт именования файлов.
o Пример: [ClientName]_[ProjectName]_[Date]_[Version].ai
2. Программное обеспечение (Стандартизация):
· Создайте в Adobe Illustrator/Photoshop/Figma шаблоны рабочих пространств:
o Настройте панели, часто используемые кисти, стили слоев, библиотеки символов.
· Создайте файлы-шаблоны для частых задач:
o Шаблон для поста в Instagram (с уже созданными смарт-объектами для фото).
o Шаблон для сторис.
o Шаблон визитки.
o Шаблон презентации в Figma.
3. Библиотеки активов (Подготовка материалов):
· Создайте и поддерживайте в актуальном состоянии:
o Папку с часто используемыми шрифтами (лицензионными!).
o Библиотеку с вашими лучшими градиентами, палитрами, стилями текста (через функцию Libraries в Adobe CC или в Figma).
o Папку с "заготовками": ваши часто используемые иконки, текстуры, бесшовные паттерны, логотипы постоянных клиентов (в векторе).
4. Инструкция (Совершенствование):
· Напишите для себя (и, возможно, для команды) краткую инструкцию по использованию вашего набора.
o "1. Скопируй папку-шаблон. 2. Переименуй по стандарту. 3. Открой нужный шаблон в Figma. 4. Начни творить."
Что должны представить студенты:
1. Архив с их готовым "SMED-набором" (папка-структура, файлы шаблонов, скриншоты настроенных рабочих пространств).
2. Краткий отчет (1 страница):
o Описание их старой проблемы (как они начинали проект раньше).
o Перечень элементов, которые они включили в свой набор и почему.
o Оценка времени, которое их набор теперь экономит на каждом новом проекте.
Пример "до" и "после":
· До SMED: "Новый заказ на визитку. 15 минут на поиск логотипа клиента в почте, 10 минут на вспоминание нужного шрифта, 5 минут на настройку документа... Итого 30 минут до первого штриха."
· После SMED: "Новый заказ на визитку. Открываю папку-шаблон, копирую. Открываю файл-шаблон визитки. Логотип уже в папке Assets, шрифты в библиотеке. Итого 2 минуты, и я уже работаю над дизайном."
Практическое занятие: SMED для графического дизайнера (Блокнотная версия)
Цель: Осознать и устранить потери времени при переключении между задачами, создав персональную систему организации труда.
Необходимые материалы: Тетрадь/блокнот, карандаш, ручка, цветные карандаши/фломастеры (по желанию), линейка.
Часть 1: Самоанализ — «Карта моих потерь» (20 минут)
Задание: В своей тетради нарисуйте таблицу из трех колонок. Вспомните последний раз, когда вы работали над учебным проектом (например, создавали плакат, логотип, верстали макет). Заполните таблицу.
|
Мой процесс "переналадки" (Что я делал ДО начала творчества?) |
Сколько времени это заняло? (примерно) |
Это была Внутренняя (В) или Внешняя (Н) операция? |
|
Пример: Искал вдохновение в Pinterest... |
*15-20 минут* |
В |
|
Пример: Искал на компьютере шрифт "тот самый"... |
10 минут |
В |
|
Пример: Вспоминал, какие размеры для обложки группы ВК... |
5 минут |
В |
|
Пример: Настраивал новый документ в Illustrator... |
7 минут |
В |
|
... (продолжите список) |
... |
... |
Вывод (письменно ответьте в тетради):
· "Самая большая "дыра", в которую уходит мое время — это..."
· "Какую операцию я мог бы сделать ЗАРАНЕЕ, чтобы больше никогда не тратить на нее время?"
Часть 2: Создание «Блокнота Быстрого Старта» (40 минут)
Теперь вы создадите свой бумажный "SMED-набор". Разделите работу в тетради на несколько страниц.
Страница 1: «Мои стандарты»
· Нарисуйте схему своей идеальной папки для проекта. Например:
text
[Имя_Проекта]
│
├── 01_Бриф_и_ТЗ
├── 02_Референсы
├── 03_Рабочие_файлы
├── 04_Готовые_макеты
└── 05_Активы (шрифты, лого)
· Придумайте и запишите правило именования файлов. Пример: Клиент_Проект_Дата_Версия.расширение
Страница 2: «Мои Частые Задачи»
· Создайте черновые шаблоны-заготовки для частых задач. Не нужно рисовать шедевры, набросайте схематично:
o Шаблон поста для Instagram: Обозначьте прямоугольниками места для фото, заголовка, текста.
o Шаблон визитки: Отметьте, где лого, имя, контакты.
o Шаблон обложки для группы ВК: Укажите точные размеры.
o Подпишите каждый шаблон, для чего он.
Страница 3: «Мои Активы»
· Создайте свою библиотеку в тетради:
o Палитра: Выпишите названия и зарисуйте пятнами 3-4 своих любимых цветовых сочетания (например, "Сочная зелень + бежевый").
o Шрифты: Выпишите названия 5-7 своих основных шрифтов для заголовков, текста и акцентов. Рядом можно схематично нарисовать букву "А" в этом стиле.
o Референсы: Запишите названия или нарисуйте иконки 2-3 сайтов/аккаунтов, где вы всегда ищете вдохновение (например, Behance, Pinterest).
Страница 4: «Инструкция для меня»
· Напишите пошаговый план на первый день нового проекта:
1. Открыть тетрадь на Странице 1, создать на компьютере папку по схеме.
2. Открыть Страницу 2, выбрать подходящий шаблон задачи.
3. Открыть Страницу 3, вспомнить свою палитру и шрифты.
4. Запустить графический редактор и начать работу, не отвлекаясь на поиски.
Часть 3: Итог и рефлексия (10 минут)
Задание: Ответьте на вопросы в тетради.
1. Как изменится ваш процесс начала работы с внедрением этого "Блокнота"?
2. Какой один шаг из этого блокнота вы примените уже в своем следующем проекте?
Итог занятия: Теперь у каждого из вас есть не цифровой, а физический, тактильный инструмент — ваша личная инструкция по устранению хаоса. Этот блокнот — ваш главный актив для быстрой "переналадки" и перехода к чистому творчеству.
- Teacher: Лилия Михайловна Захарова